Федеральный проект "Цифровая образовательная среда"
«Цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта школа получила современное оборудование: 34 ноутбуков , 3 многофункционального устройство (МФУ), 2 интерактивной доски, 1 телевизор, 2 видеокамеры в кабинет.
Участие в данном проекте позволит обеспечить обновление содержания образования и предоставит возможность школьникам свободно и одновременно безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания,
- создание необходимой современной инфраструктуры,
- подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
- создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Функции ЦОС
Можно выделить следующие функции, реализуемые ЦОС:
- дидактические - хранение и агрегация учебного содержания (контента);
- организационно-управленческие - администрирование деятельности ОО в целом;
- вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).
Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:
- система управления обучением (Learning Management System, LMS);
- система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).
Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.
Организационно-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и проч.
К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.
Направления развития ЦОС для эффективного функционирования
Выделяют следующие направления развития:
- разработка нового содержания (контента);
- разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;
- развитие инфраструктуры;
- организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).
Модель ЦОС
Внешние структуры ЦОС
Порталы электронного правительства и государственного управления
- Портал государственных услуг
- Порталы государственных закупок
- Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях
- Сервисы и услуги ФНС
- Информационный портал подключения к ФИС ФРДО и ФИС ГИА и защиты передачи данных
- Сервисы ПФР
- АИС "Контингент"
Региональные и муниципальные электронные системы
- АИС "Цифровое образование"
Внутренние структуры ЦОС
- Система обращений граждан на базе официального сайта школы
- Официальная группа в ВКонтакте
- Многоуровневая локальная сеть с разграничением доступа
- Беседы в ВК Мессенджере на базе платформы "Сферум"
Задача проекта:
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.