Курс внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.
Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь и уважение к необъятной и многонациональной России. Цель: воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю; создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как важнейшего условия нравственного и интеллектуального развития. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Задачи:
1. Изучение малой родины «Моё Оренбуржье» через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, села, района, области.
2.Способствовать формированию ценностного отношения у школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, семьи.
3.Содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям.
4.Развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас.
5.Формировать исследовательскую культуру у подростков. Курс «Моё Оренбуржье» реализуется в рамках внеурочной деятельности, который был включён в основную образовательную программу начального общего образования. Курс рассчитан на 17 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Отслеживание результатов: подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:
1.Викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
2.Создания и защиты собственного проекта;
3.Создания презентаций - представлений по изученной теме;
4.Конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
5.Участия в конференциях разного уровня.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает руководитель занятий, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Основное направление программы курса «Моё Оренбуржье» - исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ученика разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. Обучающиеся развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры школьников начинается с достаточно интересного материала. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.
Форма организации занятий – индивидуально-групповая:
1.Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)
2.Проектная деятельность
3.Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев.
4.Встречи с людьми, прославившими наш край (работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.)
5.Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)
6.Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу)
7.Турнир «Я- оренбуржец»
8.Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов)
9.Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению)
10.Конференции (участие обучающихся в школьных и районных мероприятиях) и т.п
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, экскурсии, творческие конкурсы, рисунки, коллажи, ролевые игры, тесты, исследования, проекты, фотоконкурсы, мини-сочинения. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.